«Цифровой паспорт ребенка» — это цифровая платформа отражающая индивидуальный профиль навыков ребенка и уровень освоенных им компетенций в возрасте от 5 до 10 лет на основе экспериментальной площадки детский город профессий «Любо-Город» в г. Иркутск.
Зачем мы его решили создать?
Согласитесь, каждый из нас хочет видеть своего ребенка успешным в будущем. Большинство родителей этот успех во многом связывают с правильно выбранной профессией. Хотя профессия — это всего лишь узкая сфера знаний и навыков, на которой человек концентрируется в течение определенного периода жизни. По опросу более 1000 экспертов и исследованию СКОЛКОВО сегодня ученые сходятся во мнении, что за свою жизнь современные дети поменяют 3-5 профессий, и это не предел. Следовательно, выбор профессии в начале карьеры уже не определяет успех человека на протяжении всей его дальнейшей жизни как это было раньше.
Что тогда составит основу успешности человека? Ответ есть — это развитие набора определенных навыков, которые позволят ребенку быстро сориентироваться в изменяющейся ситуации, опираясь при этом на свой внутренний выбор и интерес.
Сегодня все больше родителей отмечают, что подход с опорой только на полученные знания в оценке уровня образованности школьника уже не отражает реалии времени. Он устарел. Педагоги видят, что успех в учебе и объем усвоенных знаний у отдельных детей зависит от того, насколько у них развиты именно мета-предметные навыки. А не способность заучить и воспроизвести определенный объем информации в единицу времени.
Это такие навыки, как умение учиться и работать с информацией, управлять своим вниманием и концентрацией, навыки коммуникации и умение взаимодействовать с другими детьми, работать в команде, навыки саморефлексии и развитого эмоционального интеллекта. Эти способности позволят уже в дошкольном возрасте, и в начальной школе сформировать первые азы и заложить основу для более успешной жизни и самореализации ребенка.
Но, где это сегодня возможно сделать родителю? Как понять и оценить уровень развития этих навыков у вашего ребенка? Проект Цифровой паспорт как раз может!
Миссия проекта “Цифровой паспорт ребенка”
Помочь новому поколению детей сформировать осознанный выбор собственного пути в более раннем возрасте, сэкономить 7 лет на поиск себя(не к 21 году и окончанию вуза, а к 14 годам и окончанию 9 класса), научить более ответственно подходить к формированию собственного будущего. Дать определенный инструментарий в помощь сегодняшним родителям для определения на каком этапе находится их ребенок и как ему помочь продвинуться на следующий этап освоения навыка. Просветительская миссия - информирование родителей о смене парадигмы в подходе к образованию их детей. Помощь родителям в формировании у детей мета-навыков будущего, а не устаревших требований школьной программы.
Цель проекта
Целью проекта является исследование в области формирования мета-навыков у детей в раннем возрасте через игру(дошкольное обучение и начальная школа). Через создание безопасного образовательного пространства, где имеется возможность совершать ребенку самостоятельный выбор и осуществлять деятельностную пробу без влияния взрослого.
Продуктом исследования станет создание цифровой платформы(приложения), через которое каждый родитель сможет видеть текущий срез развития навыков ребенка. На сегодня в работу были выбраны только основные 4 навыка, которые закладываются в данном возрасте: саморегуляция, следование правилам, взаимодействие и саморефлексия(опора на внутренний интерес).
Цифровой паспорт ребенка позволит также сохранять индивидуальные достижения ребенка в школе и вне ее, и обращаться к этим данным в точках смены образовательной траектории(при смене школы, специализации класса, поступлении в СУЗ или ВУЗ).
Задачей проекта является не повлиять на выбор его сферы интересов — это прерогатива самого ребенка, как личности. А способствовать формированию тех навыков, которые помогут ребенку совершить этот выбор правильно, основываясь на собственных суждениях и опоре на себя.
Задачи и структура проекта:
Заявленная идея предполагает решение следующих задач:
Создание экспериментальной площадки, на которой можно обеспечить свободную деятельность ребенка, не привязанную к определенным результатам, социальным оценкам и влиянию значимых взрослых. Площадку, где можно собирать данные с определенной частотой и повторяемостью экологично для самого ребенка, не вторгаясь в его личное пространство(Площадка есть).
Разработку программного обеспечения для фиксирования частоты посещений, результатов самостоятельного выбора и результатов решений ребенка(ПО уже есть).
Разработка методологии сбора данных о мета-навыках. Создание матрицы развития каждого навыка по уровням освоения. Создание маркеров действий и решений ребенка в процессе игры, отражающих на каком уровне освоения каждого навыка он сейчас находится. Разработка диагностических карт и способа их заполнения.
Организация процесса сбора данных. Мы видим два способа. Ручной способ осуществляется через заполнение диагностических карт методологом-специалистом с видеозаписей занятий детей в локациях с профессиями. Второй способ — это автоматизация процесса сбора данных через видеозапись и аудиозапись и программное вычленение маркеров.
Создание алгоритма обработки собранного массива данных о каждом ребенке на основе разработанной методологии и маркеров. И сведение данных в математическую модель.
Создание интерфейса, простого и понятного для любого родителя цифрового приложения, в котором будут отображаться сведенные данные о его ребенке. Это и есть цифровой паспорт навыков ребенка(компетентностный профиль) или его реальное цифровое портфолио.
Свободное распространение интерфейса среди сообщества родителей, возможность включения других подобных образовательных площадок города в систему сбора и обработки данных о навыках ребенка(дополнительное образование). Ребенок в школе и на занятиях в кружках получает различные грамоты, которые также будут влиять на формирование профиля интересов и навыков ребенка.
Разработали прототип и на сегодня собираем фокус-группу родителей, желающих принять участие в проекте и получить данные о навыков своего ребенка в процессе игры.
Сегодня проект «Цифровой паспорт» находится в стадии тестирования и апробации гипотезы. На базе детского города профессий «Любо-Город» уже создано программное обеспечение, рабочей группой для тестирования выбран один тестовый навык для сбора данных(следование правилам), идет набор экспериментальной фокус-группы родителей для участия в исследовании, разрабатывается матрица и диагностические карты, есть методолог-специалист в области развития компетенций (с 3-х летним опытом и успешными кейсами в области подготовки к школе, применяя навыковую модель). Запуск сбора данных назначен на сентябрь 2020 года.
Результатом проекта видим следующее:
1. Измерение текущего уровня развития 4-х навыков у ребенка: следование правилам(границы), навык взаимодействия, эмоциональный интеллект, саморегуляция(умение концентрировать внимание, расставлять приоритеты и вычленять главное и второстепенное).
2. Проведение сравнительного анализа развития навыков в динамике во времени.
3. Экологичность проведения самой диагностики заключается в легкости восприятия ребенком данных методов диагностики в процессе игры, без постороннего вмешательства, только через наблюдение и фиксирование определенных его действий и поведения с видеокамер методологом-специалистом.
4. Описание портрета ребенка (на основе выполненного анализа измерений личностных, интеллектуальных, творческих, психологических, физических характеристик детей, наличие цифрового портфолио и достижений в других сферах и интересах).
5. Определение зон ближайшего роста и развития ребенка и составление рекомендаций родителям. В том числе по сферам выявленных интересов и помощь в выборе кружков и направлений обучения.
Проектная группа “Любо-Город” приглашает родителей, чьи дети находятся в возрасте от 5 до 12 лет, принять участие в исследовании и войти в фокус-группу участников проекта “Цифровой паспорт ребенка”.
Желающие принять участие в проекте смогут получить данные о развитии навыков своего ребенка в процессе игры на текущий момент. Само исследование будет проходить в течение 10 недель. Для участия необходимо посещать детский город профессий “Любо-Город” в определенные дни согласно составленному заранее расписанию 1 раз в неделю.